Автосервис БестВей
Пн-Вс 09:00-20:00
Работаем без выходных

Хрустит ШРУС на авто, причины

Консультация

Просмотров: 3554

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Виды и конструкция ШРУСов
  2. Как найти хрустящий ШРУС
  3. Хруст наружного ШРУСа
  4. Хруст внутреннего ШРУСа
  5. Универсальный метод поиска
  6. Причины хруста
  7. Последствия хруста
  8. Как восстановить

Виды и конструкция ШРУСов

ШРУС (Шарнир Равных Угловых Скоростей, гомокинетический шарнир, в просторечии «граната») — это узел, пришедший на замену кардану. Он предназначен для передачи крутящего момента на колеса. Во время поворота машины возникает ситуация, когда одно колесо вращается с большей скоростью, чем другое. Это создает нагрузку на подвеску и усложняет управление — при повороте руля возникают пробуксовки, теряется сцепление с дорожным покрытием. Благодаря «гранате» угловая скорость на разных осях остается одинаковой, что повышает управляемость автомобиля.

Разработано несколько конструкций ШРУС, предназначенных для установки в ТС разной мощности. Они отличаются друг от друга типом конструкции и уровнем прочности шарнира. Однако в нашем случае необходимо рассмотреть только два вида:

Как правило, эти элементы устанавливаются попарно. Это делается для того, чтобы уменьшить предельные нагрузки на отдельный элемент, и продлить срок службы устройства. На переднеприводном авто их 4 штуки — комплект слева и справа. Внутренний узел размещен возле коробки. Он испытывает сравнительно малые изменения угла передачи, его конструкция собрана из следующих элементов:

Наружные «гранаты» почти не отличаются по конструкции от внутренних. Единственной их особенностью является повышенная нагрузка, требующая способности к более резкому изменению угла передачи. В конструкции наружных гомокинетических шарниров чаще всего используют сепаратор с 6 шариками. Он способен работать при максимальном угле наклона к полуоси до 70°. Однако конструкция с шариковым сепаратором хуже воспринимает нагрузки, поэтому на мощных грузовых автомобилях не используется.

конструкция шруса

Конструкция ШРУС допускает разборку, замену смазки и осмотр его деталей. Однако узел не поддается ремонту. Если обнаружены повреждения каких-либо частей, восстановить их невозможно. Основным условием нормальной работы считается наличие смазки — ей заполняют весь внутренний объем «гранаты». Появление признаков выходя из строя свидетельствует о необходимости замены проблемного узла. Как правило, это посторонние звуки — стук, похрустывание. О появлении проблем говорит повреждение резинового пыльника, обеспечивающего защиту от попадания пыли.

Как найти хрустящий ШРУС

Проблемы с гомокинетическими шарнирами выражаются в появлении постороннего призвука во время работы. Чаще всего это хруст, но может быть и постукивание. Хрустеть обычно начинают внешние элементы, а стук наблюдается на внутренних узлах. Это связано с условиями их работы — угол изгиба наружных «гранат» гораздо больше, и звук появляется при сильном повороте руля, когда нагрузка на узел наиболее велика. Постукивание внутренних элементов возникает во время движения по прямой. Со временем призвук усиливается, что говорит о необходимости срочной замены дефектного узла.

Хруст наружной «гранаты» появляется при выполнении крутых поворотов. Его можно отчетливо услышать, если в этот момент еще немного подать топлива в двигатель («газануть»). В этот момент на «гранате» возникает максимальная нагрузка, вызывающая возникновение хруста. Водитель машины с дефектным ШРУС может почувствовать отдачу в руль при выполнении резких поворотов.

Неисправность внутреннего элемента определить сложнее. Она проявляется при движении по прямой. Заметить появление проблемы легче всего при движении по неровной дороге, богатой ухабами или выбоинами. Кроме этого, дефект может проявиться при движении на высокой скорости (от 100 км/ч). По ощущениям это напоминает езду на авто с плохо отбалансированными колесами.

Определить проблемный шарнир достаточно легко, если есть опыт и практика. Проще всего обратиться в СТО, где проведут диагностику и определят состояние всех узлов подвески. Однако большинство владельцев производят поиск дефектов самостоятельно. Поиск производится разными способами — визуально и на слух. Осматривают пыльники, повреждение которых часто становится причиной выхода из строя шарниров. Кроме этого, вышедший из строя узел намеренно подвергают высокой нагрузке, добиваясь появления постороннего звука.

Для неподготовленного человека задача может оказаться непосильной, хотя решается она довольно просто. Это можно сделать в одиночку, но лучше привлечь помощника (хорошо, если это будет опытный водитель, знакомый с частыми дефектами ШРУС). Рассмотрим методы поиска дефектов наружных и внутренних «гранат».

Хруст наружного ШРУСа

Для выполнения самостоятельной диагностики надо найти ровную площадку. Ее размер должен быть достаточно велик для того, чтобы можно было поездить на машине с небольшим ускорением. Пытаться поездить по дорожкам гаражного кооператива незачем — придется часто поворачивать, что в узких проездах невозможно. Надо резко стартовать с места, поворачивая руль в разные стороны. Поэтому, надо заранее подобрать подходящую площадку, чтобы не тратить время на поиски.

Для определения дефектного элемента надо вывернуть руль на максимально большой угол поворота колес и резко тронуться с места. Это наиболее жесткие условия работы шарнира. Если он вышел из строя, посторонние звуки появятся сразу. Более опытные водители способны услышать хруст самостоятельно, открыв окна машины. Однако лучший результат можно получить, если привлечь помощника. Он находится снаружи и поочередно слушает левый и правый узел, определяя, откуда доносится звук. Этот способ хорош, если дефектный элемент расположен с противоположной от водителя стороны. Самостоятельно услышать хруст в таких условиях не всегда удается.

наружный шрус

Необходимо учесть — выполнить проверку надо несколько раз, трогаясь с места в разных направлениях. Звук издает проблемный узел, расположенный в направлении поворота руля. Например, если из строя вышел правый шарнир, он начнет хрустеть при повороте вправо. Если тронуться с места на левом повороте, звука не будет. Причиной такой ситуации является частичный перенос массы автомобиля при повороте руля в сторону неисправного узла. Иногда проблема находится в начальной стадии, и звук не отличается большой громкостью. Поэтому, надо выполнить процедуру несколько раз, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.

Часто возникают ситуации, когда неисправны оба шарнира — правый и левый. Владелец машины уверен, что проблема касается только одного узла, и пытается определить, с какой стороны звук громче. В подобных случаях рекомендуется оставить бесплодные попытки и обратиться в СТО. Специалисты смогут точно определить состояние каждого узла. Если это необходимо, будет произведена замена пыльника или всего проблемного элемента. Визит в СТО стоит денег, но результат соответствует понесенным расходам.

Хруст внутреннего ШРУСа

Методика диагностики внутренних шарниров имеет свои специфические особенности. Дефектные узлы не проявляют себя слишком явно, посторонний звук возникает только при возникновении повышенных нагрузок. Для проверки нужна прямая дорога с неровным покрытием. Надо проехать по ней с некоторым ускорением и послушать, но возникает ли характерного постукивания. Если призвук отчетливо слышен — узел вышел из строя.

Иногда автолюбители используют простой, но эффективный метод. Они находят выбоину на дороге и проезжают по ней сначала левым, а потом правым колесом. Определяют, в каком случае звук слышится более отчетливо. Если постукивание слышится при наезде на выбоину правым колесом, значит, из строя вышел правый узел (и наоборот). Важный момент — выбоина не должна быть слишком глубокой, поскольку избыточная нагрузка может оказаться чрезмерной даже для вполне рабочей «гранаты».

внутренний шрус

Есть еще один способ диагностики внутренних ШРУС. На заднее сиденье сажают несколько человек, в багажник помещают множество тяжелых предметов. В результате баланс веса машины смещается назад, а передняя ее часть приподнимается. От этого на полуосях возникает небольшой изгиб, изменяющий условия работы внутренних ШРУС. При движении по неровной дороге характерный звук будет слышен более отчетливо.

Необходимо иметь в виду — перегрузка задней части авто является условием для проверки состояния шарниров. Она нужна только для выполнения диагностики. В обычных условиях вес пассажиров и грузов следует распределять равномерно. Это поможет выровнять нагрузку на проставки, стойки и пружины.

Универсальный метод поиска

Существует универсальный способ определить проблемный элемент. Необходимо выполнить следующие действия:

Перед тем, как опустить машину, надо заглушить двигатель и подождать, пока колесо прекратит вращение. При выполнении такой диагностики следует соблюдать правила безопасности. домкрат надо установить на ровную и прочную площадку. Автомобиль должен быть поставлен на ручник. Рекомендуется использовать противооткатные упоры, поскольку придется садиться в машину. Это неизбежно вызовет раскачивание и некоторое смещение, способное уронить плохо установленный домкрат. В такой ситуации машина рванется с места, что может стать причиной весьма нежелательных событий.

Причины хруста

«Граната» относится к самым надежным, долговечным узлам автомобильной подвески. Срок ее службы может быть сопоставим с длительностью эксплуатации машины. Однако это возможно только при максимально бережном и аккуратном обращении с автомобилем. Езда по ровным дорогам, отсутствие экстремальных приемов вождения помогут сохранить шарниры в рабочем состоянии.

Самые частые причины хруста ШРУС вызваны сложными условиями работы подвески. чаще всего, это агрессивный стиль езды или плохие дороги. Максимальная нагрузка на ШРУС возникает при вхождении автомобиля в поворот на большой скорости, когда крутящий момент двигателя особенно велик. Наличие выбоин, неровностей на дорожном покрытии (или полное его отсутствие) также становятся причинами износа «гранат». Если прохождение сложного участка дороги случается на большой скорости, износ элементов подвески пропорционально увеличивается. Ударное воздействие на колеса и остальные детали значительно увеличивается, что вызывает преждевременный выход из строя шарниров.

Кроме этого, появление хруста часто бывает вызвано попаданием внутрь корпуса песка или грязи. Если порвался резиновый пыльник, возникает опасность проникновения воды и грязи, быстро выводящих шарнир из строя. Эта проблема характерна для наружных ШРУСов, которые расположены неподалеку от колес. Попадание на них песка и грязи, твердых частиц становится обычным делом. Если пыльник поврежден, смазка под ним впитывает их в себя и приобретает свойства абразивной пульпы. Она начинает покрывать поверхности корпуса и понемногу проникает внутрь, создавая условия для разрушения деталей «гранаты».

Есть еще одна причина хруста — использование некачественной смазки. Если состав не предназначен для работы в условиях низких температур, зимой он загустеет. Шарнир в таких условиях теряет подвижность и быстро выходит из строя. Замену смазки надо делать только качественными материалами, рассчитанными на использование в данном регионе.

Наконец, износ «гранаты» может происходить из-за низкого качества ее деталей. Многие владельцы машин стараются сэкономить, покупая дешевые запчасти. Из-за этого приходится часто менять изношенные элементы и постоянно проверять их состояние.

Последствия хруста

Многие источники утверждают, что появление хруста — еще не приговор, на таких шарнирах какое-то время еще можно ездить. Однако эти утверждения касаются только начальной стадии износа деталей. Точно определить состояние узла без его разборки невозможно, а последствия хруста ШРУС могут оказаться весьма плачевными:

Перечислены только самые сложные ситуации. Однако не следует считать их редкими или невозможными — никогда нельзя знать заранее, в какой момент изношенная деталь перестанет выполнять свои задачи. Чаще всего это происходит на ходу, и большая удача, если машина в это время не двигалась с большой скоростью. Поэтому, не надо рисковать, используя явно дефектные узлы подвески. При обнаружении посторонних звуков, разрывов или пятен масла на пыльнике, надо сразу запланировать поездку в СТО, или самостоятельное решение проблемы.

Некоторые водители утверждают, что появление стука на внутренних шарнирах не столь опасно. Допускается некоторый период эксплуатации таких элементов. Однако здесь надо учитывать массу факторов — условия эксплуатации автомобиля, состояние дорог, стиль вождения и т. д. Никто не может знать, когда проблемные элементы откажут полностью. Некоторые детали служат годами, но это встречается редко. Неоправданный риск следует исключить, поскольку последствия могут быть слишком серьезными.

Как восстановить

Полное восстановление вышедшего из строя узла невозможно. Однако в большинстве случаев появление хруста предупреждает о необходимости обслуживания ШРУСа. Нередко бывает достаточно выполнить простые работы:

Естественно, сначала надо определить, какой именно шарнир требует вмешательства. Затем можно приступить к решению задачи:

Замена смазки и установка нового пыльника — простые операции, не требующие специальной подготовки. Промывку внутренней части корпуса и извлекаемых деталей делают в бензине или ацетоне. Закладку новой смазки выполняют только после полного высушивания деталей, иначе она может потерять свои рабочие качества. В первый раз рекомендуется пригласить опытного водителя, который покажет алгоритм работы и даст ценные советы. После этого процедуру можно будет выполнять самостоятельно.

Некоторые специалисты советуют руководствоваться правилом замены парных деталей. согласно ему, следует менять сразу оба шарнира. Это вполне разумная точка зрения, поскольку нагрузки на обе стороны подвески примерно равны. Выход из строя одного шарнира означает значительный износ второго. Поэтому, правильнее сразу покупать два одинаковых ШРУС и устанавливать их одновременно. Это поможет уравнять рабочие качества обеих сторон подвески и увеличить срок службы шарниров.


Записаться на сервис Вы можете по телефону:

Последние статьи

Наш консультант свяжется с Вами

Пожалуй, лучший aвтосервис Казани!

На 40% доступнее дилера. Экономьте вместе с автосервисом БестВей

Техническое обслуживание автомобилей

Диагностика автомобилей по 18 пунктам всегда бесплатно!

Качественные запчасти - в наличии по оптовым ценам

Быстрый, доступный и профессиональный ремонт автомобилей с гарантией до 1 года.

Фото нашего сервиса
Записаться на обслуживание в БестВей
Основные марки, которые мы обслуживаем
78312003938 88312003938 8(831)200-39-38 8(831)2003938 8-831-200-39-38 78312003937 88312003937 8(831)200-39-37 8(831)2003937 8-831-200-39-37
Пн-Вс 09:00-20:00
Работаем без выходных
  • ИП Савосин В.А.
  • г. Казань
  • ИНН 526319018458
Автосервис БестВей в соц. сетях

Наш рейтинг: 4.8 (Отзывов: 50)